Вена на рубеже веков была одним из мест рождения стиля модерн. И в архитектуре мастера пошли по новому пути. Основоположником стиля стал Отто Вагнер, его архитектурные сооружения до сих пор формируют облик города. Важнейшими работами Вагнера в Вене являются станции, перила и мосты бывшей городской железной дороги,
два дома на улице Винцайле и почтовая сберегательная касса.
Отто Вагнер - Postsparkasse
Отличительным элементом стиля были орнаменты, в отделке фасадов использовался мрамор, стекло, плитка, металлические аппликации, разноцветная лепнина или позолота.
Вагнер спроектировал и построил на Линке Винцайле два очень известных дома: «Майоликовый дом» (Linke Wienzeile, 40), отделанный глазурованной керамической плиткой, и «Дом с глашатаями» (Linke Wienzeile, 38), украшенный позолоченными декоративными элементами по рисункам Коломана Мозера.
Прямо напротив пешеходного мостика через реку и линию метро стоит угловой дом 1902-го года постройки с крупными маскаронами на фасаде (Magdalenenstrasse, 2)
В этом районе можно увидеть немало домов эпохи модерна, в том числе невероятно красивый дом «Rüdigerhof» (Hamburgerstrasse, 20) с балкончиками с позолоченными решётками на торцевом фасаде. В нижнем этаже здания находится знаменитое кафе «Rüdigerhof» .
Даже здание администрации рынка Нашмаркт не было обойдено вниманием архитекторов той поры.
Рядом находится наиболее яркое сооружение, с названием, носящем имя всего направления австрийского искусства начала 20-го века — Сецессион.
В центре города модерн проявляется на каждом шагу, но как-то органично вписывается в городскую среду и уживается даже с современными постройками.
Были в это время среди архитекторов и минималисты, например Адольф Лоос, сторонник функциональной архитектуры. Здание Лоос-Хаус на Михаэлерплатц, «Дом без бровей» (так как на фасаде отсутствовали типичные для того времени карнизы над окнами), стало настоящим шоком для жителей Вены (на фото справа, это напротив Хофбурга).
Центральная, длинная как улица, площадь Graben две тысячи лет назад была рвом, защищавшим сначала римский лагерь, а затем и средневековый город. Потом здесь был городской рынок, но от прошлого сохранилась лишь стоящая в центре «Чумная колонна».
В конце 19-го века самое престижное место Вены полностью изменило свой имидж.
Пешеходные улицы Graben и Kohlmarkt, насыщенные дорогими престижными магазинами,
могут служить энциклопедией венского сецессиона. На улице Graben это дома 8, 10 («Ankerhaus», жилой дом с конторами в нижних этажах и стеклянным фотоателье на крыше построил Отто Вагнер),
дом 16 (арх. Пьетро Палумбо) декорированный мозаикой, дом 17 и др.
А вправо от перекрёстка Graben и Kohlmarkt виднеется доходный дом с фасадами, выходящими на три улицы (Naglergasse, 2).
Naglergasse 2
Неподалеку, на Bognergasse 9, есть узкий жилой домик с магазином внизу. Этот дом с аптекой «Zum weißen Engel» построил Оскар Ласке. Фасад здания оформлен мозаикой. Вход обрамляют два ангела с символами врачевания.
У Белого Ангела
Рядом с аптекой на Bognergasse 11 стоит здание, похожее на кукольный дом, построенное в 1902 году.
В 1910/12 г.г. в углу площади Hoher Markt для страхового общества «Анкер" было построено два здания. Оба здания соединены мостиком с уникальными часами в стиле модерн «Anker-Uhr». Мост опирается на консоли с изображениями Адама, Евы, Ангела и Чёрта.
Часы "Анкер"
Каждый час на часах появляется исторический персонаж, сыгравший важную роль в истории Вены. В череде фигур друг друга сменяют Марк Аврелий, Карл Великий, Йозеф Гайдн и представители императорских династий. Каждая фигура появляется в своём собственном музыкальном сопровождении, а ровно в полдень можно увидеть «парад» всех фигур.
Если идти по улице Rotenturmstrasse, то вы несомненно обратите внимание на маленькую площадь Lugeck со стоящим в глубине неё бывшим универмагом «Orendi» (1896/97 г.г.; арх. Franz von Neumann). Посреди площади в 1900-м году установлен памятник Гутенбергу.
Универмаг "Orendi", памятник Гутенбергу
На улице Fleischmarkt есть пара интересных домов (№ 7 и 14). Дом № 7 построил в 1899-м году архитектор Макс Кнопф. Здание принадлежало известному венскому торговцу кофе Юлиусу Майнлю, поэтому фасад на уровне четвёртого этажа декорирован барельефами с «кофейной» тематикой.
"Кофейный" дом
В районе Вотивкирхе, недалеко от музея Фрейда, на улице Porzellangasse (№ 9 и 18) стоят приметные доходные дома начала 20-го века.
На пересечении Dapontegasse и Ungargasse стоит здание, построенное одним из лучших учеников Отто Вагнера Максом Фабиани для мебельной фирмы «Portois & Fix» (Ungargasse, 59–61).
"Плиточный дом"
Дом очень скромный, но «гигиеничный». Украшают его металлический карниз и металлические шторки на окнах.
От «плиточного» дома Фабиани хорошо виден православный Кафедральный собор св. Николая.
Рядом с домом Хундертвассера стоит роскошное угловое здание «Palais des Beaux Arts» (Löwengasse, 47 — 47a). В нижнем этаже предусматривались помещения для дома мод «Chic Parisien» . Здание выстроили в 1908/09 г.г. Антон и Йозеф Дрекслер.
Löwengasse 47